Dior.Exhibit.

В минувшую пятницу после работы мне посчастливилось посетить интересную выставку, посвященную творчеству Кристиана Диора и созданному им дому моды. Выставка под названием “Диор: под знаком искусства” проходит сейчас в Государственном музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина.

Вкратце опишу саму выставку и свои впечатления от неё. Но для начала, традиционно, организационные вопросы.

Выставка работает в главном здании Пушкинского музея во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье с 10 до 19 часов, по четвергам — с 10 до 21 часа, выходной день — понедельник.

Имейте в виду, что для полноценного посещения выставки потребуется в среднем полтора-два часа, поэтому приходить под закрытие музея смысла нет — “галопом по Европам” посмотреть будет вряд ли приятно и познавательно.

Постарайтесь не брать с собой много вещей. На входе в музей рамка с металлоискателем и охрана, заглядывающая в содержимое сумок посетителей. Фотографировать нельзя, поэтому мой рассказ о выставке будет, в основном проиллюстрирован фотографиями самого Пушкинского музея.

Билет на выставку стоит 400 рублей, для детей, школьников, студентов и пенсионеров — 200 рублей.

Кстати, по этому самому билету можно посетить ещё и основную экспозицию музея, и вдобавок — выставку итальянских художников — современников Ботичелли. На стене при входе на выставку висит плакат, прямо указывающий на такую возможность. Я была в музее уже под вечер, поэтому основную экспозицию музея мне было не охватить в любом случае. Будет повод ещё раз сходить в этот музей.

Кроме того, при входе на выставку предлагают аудио-гида — такой небольшой передатчик на веревочке с наушниками.

Dior.Exhibit.03

Самое замечательное в нем — что ничего не надо нажимать. Вешаете его на шею, а при подходе к экспонатам он сам срабатывает и приватно вам в уши рассказывает про экспонат, историю его создания и прочие интересные подробности.

Dior.exhibit.04

Конечно, кое-что из того, что говорит аудио-гид, можно прочитать на стенах рядом с экспонатами, но, на мой взгляд, отвлекаться на стены просто непозволительно, когда вокруг такая роскошь нарядов и картин. Залог за аудио-гид составляет 1000 рублей и возвращается по окончании экскурсии при сдаче передатчика с наушниками в пункт проката. Плата за пользование аудио-гидом — 150 рублей (не возвращается, естественно).

В чем несомненное удобство аудио-гида по сравнению с экскурсоводом — вы можете идти по выставке в собственном темпе, осматривать её в том порядке, в котором вам нравится. Вопросов аудио-гиду, конечно, не задать, но его экскурсия и без того довольно содержательная и интересная.

Теперь немного о выставке моими глазами.

Я пошла на выставку в пятницу, полагая, что большинство жителей столицы в это время будут уже в пути к своим дачным резиденциям. Расчёт был, по-видимому, верным. По словам людей, стоящих рядом в кассу, в другие будни очередь бывает стоит на ступеньках музея, то есть ещё не доходя до входных дверей. Мне повезло. Очередь вся была внутри здания, да и человек двадцать всего, которые прошли за пять минут.

Став счастливой обладательницей билета на выставку, я двинулась дальше. Аудио-гид — стал приятным приобретением и моим спутником на время выставки.

Для начала, пару слов о Кристиане Диоре.

Когда-то я читала о нём, что молодой модельер Кристиан Диор создал в 1947 году свою первую коллекцию одежды, которой положил начало целому стилю в одежде, получившем название “New Look” (Нью Лук — или с английского “Новый взгляд” или “Новый стиль”).

Dior
Фото взято с сайта РиаНовости

Всё так сухо может быть только в кратких исторических описаниях. На самом деле “молодому модельеру” Кристиану Диору на момент создания этой самой первой его коллекции было ни много, ни мало 42 года (!). И вообще-то говоря, очень интересная у него судьба была.

Кристиан родился 21 января 1905 года. Второй из пяти детей состоятельных родителей, он получил хорошее домашнее образование. В доме своей матери в Гранвиле (Нормандия) Кристиан увлекался садовым дизайном. Много рисовал. Намеченная ему изначально родителями карьера дипломата, его не прельщала. Живопись и музыка привлекали его гораздо больше. Он собирался стать архитектором.

В 1928 году, когда Кристиану было 23 года, он с другом, при финансовой поддержке своего отца, открыл картинную галерею, где выставлялись полотна Матисса, Пикассо и других современных ему художников.

Мирное течение жизни семьи Кристиана прерывается в 1931 году, когда один за другим уходят из жизни его родители. Картинная галерея закрывается — спонсировать её больше некому. Но, что называется, не было счастья, да несчастье помогло. Кристиан начинает продавать свои рисунки в журналы. Это эскизы шляпок и платьев. Вдохновением Кристиану, по его словам, служили цветники вокруг его дома в Гранвиле и картины из его арт-галереи.

Во время Второй Мировой войны Кристиан Диор служит в армии с 1938 по 1941 годы, а, возвратившись, работает в доме мод Lucien Lelong (Люсьен Лелонг), а годом позже открывает собственную парфюмерную лабораторию. (Кстати, его папа сделал состояние на химических удобрениях, так что, думаю, с химией Кристиан дружил с детства). Лаборатория выросла впоследствии в Christian Dior Perfume (Парфюмерную фабрику Кристиана Диора).

dior

Иллюстрация из книги, выпущенной специально к выставке «Dior: Inspiration». Стоимость книги в музее — 2600 рублей.

Коллекция 1947 года выпущенная модельером — первая коллекция Кристиана под собственным именем — действительно имела успех. Представьте себе. Послевоенные годы. В цвете одежды (в том числе, женской) преобладают коричневый и хаки. Юбки — прямые, часто бесформенные (в военное время не разгуляешься). А тут “молодой модельер” Кристиан Диор с идеей вернуть женщине женственность предлагает возврат к акцентированной талии и кринолинам. Пусть не таким длинным, как в XVIII веке, но всё же делающим образ женщины утончённым, хрупким и нежным, как цветок.

Модель, произведшая фурор на первом показе, встречает посетителей выставки. Она состоит из шерстяной плиссированной юбки в форме цветочного венчика (от французского “corolle”) на кринолине и сильно приталенного светлого жакета с длинным рукавом под названием “Бар” (от французского “Bar”). Плюс шляпка. В целом силуэт получился очень романтическим, женственным, приближенным к идеалу “песочных часов” — с тонкой талией, хрупким верхом и пышной юбкой.

Dior.exhibit.01

Этот ансамбль: юбка-венчик и жакет-Бар на фото справа. Фото выше и далее все фото взяты из фотоленты Пушкинского музея, если прямо не указано иное.

Представляю себе женщину послевоенных лет. Что выбрать? Безликую форменную военную одежду или вот такой скромный в цветовом решении (практически чёрно-белый), но такой милый глазу и сердцу по силуэту костюм, напоминающий женщине о том, что она женщина? Думаю, практически все дамы, не задумываясь отдали предпочтение платью, предложенному Кристианом Диором. Модные критики из журналов того времени “окрестили” его модель, как “новый взгляд” или “новый стиль”, что в переводе на английский и есть “New Look” (Нью Лук). Новый стиль покорил модниц всей Европы, а за ней — и Америки.

Кстати, Кристиан Диор был, по-видимому, очень наблюдательным, а потому — очень успешным в коммерческом плане. Он первым догадался распылить свои духи на презентации своей первой коллекции одежды. Для того, чтобы его платья ассоциировались именно с его духами. И наоборот, чтобы его духи ассоциировались с его платьями.

dior

Но не стоит думать, что, один раз создав стиль “Нью Лук”, Кристиан остановился и стал “почивать на лаврах” своей первой славы. Ничего подобного! Он пробовал новые формы и силуэты. Но при любом силуэте женщина в одежде “от Диора” всегда оставалась женственной и утончённой.

Кстати, молодец был Кристиан: предлагая публике новые коллекции с новыми силуэтами, он автоматически “выводил из моды” силуэты своих предыдущих коллекций, так что подражатели стиля Диора не успевали за ним угнаться. В этом тоже был и коммерческий момент — конкуренция в такой гонке была, на мой взгляд, сведена к минимуму.

Кристиан Диор во многом был новатор в искусстве модельера. Чего стоит платье “Миллион цветов” (не вспомню сейчас французское название), в котором на сетку из тюля нашиты цветки из ткани, разные по форме и цвету. Но все в нежных тонах. И их так много, что платье выглядит сшитым из эдакой фактурной цветочной ткани. Это Кристиан первым придумал так делать. До него цветы из ткани использовали лишь как частичную отделку нарядов. Или вышивали цветы нитками. А вот так всё платье сотворить, нашив множество цветков на основу, — никто не делал.

dior

Кстати, цветы, напомню — были и вдохновением и воплощением идей Кристиана.

Третьим направлением его деятельности в моде (после одежды и духов) были украшения. Драгоценности. И не какие-нибудь банальные, содержащие пару-тройку видов камней. Нет. Драгоценности от Кристиана Диора — это многоцветные, многогранные, неповторимые произведения искусства. Цветочные мотивы видны и здесь. И, возможно, даже больше, чем в духах и платьях. Каждое украшение можно долго рассматривать, отмечая новые подробности и детали.

Кстати, современный дом моды Диор продолжает изготавливать не только платья, но и украшения.

Возвращаясь к платьям, хотелось бы рассказать ещё о тематических платьях, или платьям с этническими мотивами. Часть из них была создана Кристианом по мотивам увиденных костюмов в “Русских сезонах” нашего, русского балета, гастролировавшего по Европе. На выставке представлены платья по регионам: север, восток, Латинская Америка.

Стилизованные платья, конечно. На улицу или даже на вечернее мероприятие в большинстве таких платьев не выйдешь. Разве что на маскарад. Но какая богатая отделка! Какая роскошь ткани и цвета! Что касается восточных нарядов — вот откуда надо брать вдохновение для создания костюмов для восточных танцев! (Это я для себя на заметочку взяла).

dior

Dior.Exhibit.07

Dior.Exhibit.08

dior

Хотя не все наряды из этой этнической серии чересчур экстравагантны. В некоторых из них блистали известные дамы, и даже члены королевских семей.

Платьям, в которых появлялись на публике знаменитости, посвящен отдельный зал. Здесь и синее платье леди Дианы, вместе с фирменной сумочкой “леди Диор”, об изготовлении которой расскажет видео-ролик. Здесь и серое пальто, в котором супруга нынешнего президента Франции Карла Бруни-Саркози покорила сердца англичан во время государственного визита в Великобританию.

Dior.Exhibit.16

Здесь и платья, в которых блистали Шарон Стоун, Шарлиз Терон, Наталья Водянова и другие известные модели и актрисы. И более строгие дневные наряды, и роскошные вечерние платья.

Вечерние платья — особенно благодатная тема для дома моды Диора. Позаимствованные им из прошлого и усовершенствованные силуэты так и просятся стать вечерними платьями.

Dior.Exhibit.15

dior

dior

dior

dior

dior

Рядом с нарядами — висят картины и фотографии — всё, что вдохновляло Кристиана на их создание. Устроители выставки так их подобрали, что практически можно увидеть, как рисунок с полотна плавно перетёк в ткань и стал платьем.

dior

dior

dior

Ещё один зал посвящён собственно процессу моделирования одежды, принятому в доме моды Диор. Схема отдела — модельер, старший закройщик и два помощника — отработана годами. Модельер создаёт эскиз нового костюма и отдаёт его закройщику, объясняя новизну модели и особенности кроя. Детали выкройки изначально создаются из тонкого шёлкового материала — туали (от французского “toile” — лёгкая ткань), и потом подгоняются на манекене до тех пор, пока не достигается задуманный модельером образ. После этого выбирается ткань и модель шьётся уже из неё.

Dior.exhibit.10

dior

dior

Не только платья представлены на выставке. Там также есть серия замечательнейших пальто. Разных цветов и фасонов.

Dior.Exhibit.09

dior

Dior.Exhibit.13

Джон Гальяно, бывший с 1996 по март 2011 руководителем дома моды Диора, пересказал историю знаменитого костюма из юбки-венчика и жакета “Бар” на свой лад, в своей экстравагантной манере. Его вариант можно увидеть на фотографии со входа на выставку, той самой, где наряд от Кристиана Диора в стиле Нью Лук с юбкой-венчик и жакетом-Бар. Но костюм от Гольяно — слева от лестницы.

Кстати, жакет “Бар” многократно обыгрывался домом моды Диора и продолжает оставаться актуальным и по сей день. Хотя иногда от жакета в костюме остаётся только широкий пояс “Бар”. Но он легко различим, поскольку имеет тот же силуэт — сильно очерченную талию и слегка увеличенные пропорции по линии бёдер.

В общем, глядя на костюмы, созданные Кристианом Диором, на его эскизы, на созданные им флаконы для его же духов, честно говоря, бесконечно приятно чувствовать себя женщиной, знать, что бывают, бывают такие модельеры, которые могут предложить замечательное платье и для вечера, и на каждый день, в котором ты будешь выглядеть сногсшибательно в любой ситуации.

dior

Очень жаль, что, как это часто бывает, гений не прожил долго. Он подарил миру моды полноценных десять лет жизни. Всего десять лет. Как мало по времени, и как много по содержанию. Создав свою первую коллекцию в 42 года, в 52 года он покинул этот мир, оставив нам в наследие свои замечательные платья, свой дом моды, свои духи и украшения.

Dior.Exhibit.14

О чём же я ещё не рассказала? Да, много о чём. Полностью пересказать экскурсию аудио-гида, продолжительностью 1 час 40 минут, мне вряд ли удалось. Я описала здесь свои впечатления.

Ощущения от выставки, наверняка, будут у каждого свои. Каждый придёт со своим настроем, своими ожиданиями, своими целями и со своим предыдущим жизненным опытом.

Кто-то постарше, взгрустнув при виде платьев Кристиана, вспомнит молодые годы, кого-то больше заинтересуют современные модели, кого-то удивит разнообразие интересов Кристиана Диора, для кого-то сама выставка в целом станет источником вдохновения. В любом случае, если вы пришли на выставку в хорошем настроении и с позитивным настроем, вряд ли вы уйдете оттуда разочарованными.

Еще раз напоминаю, выставка работает только до 24 июля. Если вы хотите увидеть легенду о Кристиане Диоре своими глазами, то стоит поторопиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *