В прошлое воскресенье я была в Музее Московской Духовной академии, который находится в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде.

В этой академии (или семинарии, как у нас её называют) готовят будущих священнослужителей. И музей изначально создавался для внутреннего использования. В нём собраны различные экспонаты, показывающие эволюцию христианского искусства, в частности, иконописи, постройки храмов и т.п.

Но со временем коллекция стала настолько большой, что было принято решение показывать её желающим. Но кроме, как с групповой экскурсией, попасть в музей нельзя, так как свободного входа в него, как на территорию Лавры или в Троицкий собор, нет.

Пару слов об организационных вопросах.

Сразу скажу, что входная плата небольшая и вполне посильная (на 2011 год): дети до 5 лет – бесплатно, дети старше 5 лет – 40 рублей, взрослые – 100 рублей. Для пенсионеров – скидка (правда, не могу сказать точно, какая).

Если вы соберётесь в этот музей с детьми, ростом ниже, чем полтора метра, то рекомендуется взять с собой мужчину покрепче, чтобы он мог немного приподнимать детей, так как некоторые экспонаты (в основном, это макеты зданий) с высоты роста ребенка пяти-девяти лет не рассмотреть. У нас такой «подъёмный кран» был, и к нему выстраивалась целая очередь около недоступных для детей экспонатов.

После экскурсии (особенно детям) обычно хочется чего-нибудь перекусить. Так вот, в здании семинарии есть буфет с пирожками и напитками, а на территории Лавры и около неё – небольшие магазинчики-буфетики под вывеской «Монастырская трапеза». Там можно взять поесть не только вкусные пирожки, но и что-нибудь горячее. В том числе вкусную постную пищу. Только имейте в виду, что столиков в таких буфетиках – раз, два и обчёлся. Большой компании можно купить там еды, но кушать её придется в другом месте. Хотя пирожки и другая выпечка с разными начинками – самый походный вариант, съесть можно где угодно.

Фото- и видеосъемка в музее запрещены, поэтому порадовать фотографиями внутри музея не смогу. Взамен предлагаю небольшой рассказ по мотивам экскурсии с фотографиями по теме, взятыми из интернета. Запомнить всё в незнакомом месте невозможно, поэтому остановлюсь на основном, что отложилось в памяти.

Музей этот расположен на территории Троице-Сергиевой Лавры в Московской Духовной академии (или «семинарии», как её у нас называют) в здании, которое во времена царской России представляло собой «царские чертоги». Многие ещё из учебников по истории помнят, наверное, что цари бывали в Лавре довольно часто. Иван Грозный, Петр Первый, Елизавета Петровна, Екатерина Великая… Кстати, в музее имеются прижизненные портреты последних трёх государей.

Царские чертоги с Церковью Покрова Божьей Матери.

Вид изнутри Церкви Покрова Божьей Матери.

Изображения Царских чертогов и Церкви Покрова Божьей Матери взяты с сайта Лавры и Московской Духовной академии.

Так вот, по поводу царских чертогов. Удивительно, но внутренняя отделка здания практически не пострадала во времена всех потрясений, пришедшихся на долю нашего государства за всё время с момента их постройки. В комнатах музея сохранилась замечательная лепнина на потолке и в оконных проемах. У каждой комнаты – свой цвет и свой рисунок лепнины. Очень красиво. Хотя потолки, конечно, не такие высокие, как мы привыкли видеть во дворцах Санкт-Петербурга.

Но вернусь к самому музею и его экспозиции.

Рассказ экскурсовода (одного из семинаристов Московской Духовной академии) начался с упоминания о гонениях первых христиан. В Римской империи чего только с ними бедными не делали: пытали и казнили разными изощренными способами. В известном Римском Колизее было распространено «развлечение», как пауза между гладиаторскими боями: в лабиринт под полом Колизея запускали с одной стороны христианина, а с другой стороны – льва или тигра. И зрители наблюдали за ними до того самого момента, пока хищник не находил свою жертву и расправлялся с нею.

Колизей. Современный вид снаружи. Фото взято из Википедии.

Колизей. Современный вид изнутри. На фото виден лабиринт под полом арены. Фото взято из Википедии.

Поскольку исповедовать Христа в те годы было очень опасно, первые христиане стали строить под землёй катакомбы – подобие подземных зданий, соединённых между собой подземными переходами. В них они молились и совершали службы.

В музее есть макет Колизея в двух масштабах: один – побольше, демонстрирующий здание в период расцвета империи – со вскрытым полом, открывающим часть лабиринта, а второй – поменьше, показывающий состояние Колизея в наши дни. Около Колизея – готовьте на помощь «подъёмный кран», о котором я писала выше, поскольку его внешние стены дети увидят, а арену, увы, нет. Без посторонней помощи, конечно.

Макет катакомб в масштабе также есть, но для их обозрения не нужно быть высокого роста: вид на катакомбы дан в разрезе, и поэтому всё замечательно видно.

В этом же зале (и в последующих – тоже) находятся иконы, различные по времени и технике их написания. В частности, одна из икон «Господь Вседержитель» написана в греческой манере так, что, с какой бы точки комнаты вы не смотрели в глаза Господу, вам всегда будет казаться, что Он смотрит на вас.

Поскольку в Россию христианство пришло из Византии, то в музее представлен макет Софийского собора в Константинополе, а также макеты Софийских соборов в Киеве и Великом Новгороде, построенные «по мотивам» греческого собора.

Также интересны макеты Троице-Сергиевой Лавры, относящиеся к разным временным периодам. Один из них – доступен для осмотра детьми. Для второго, стоящего над первым, приготовьте «подъёмный кран». Второй макет интересен тем, что он демонстрирует состояние Лавры в девятнадцатом веке, которое от нынешнего внешнего вида отличается, по большому счёту, только цветом колокольни и крепостных башен: башни раньше не были побелены и были цвета светлого кирпича, примерно такого, как верх Уточьей башни.

Изображение Уточьей Башни Троице-Сергиевой Лавры взято с сайта Лавры.

Дальше – больше. Для меня было новостью, что раньше почти все предметы для богослужений на Руси делались из дерева, и Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиеву Лавру – сам был большой специалист по резьбе по дереву, и, более того, считается чуть ли не основоположником этого вида прикладного искусства в России. В музее хранится инструмент святого Сергия для обработки дерева, а также обувь (типа кожаных тапочек, точное название сейчас не припомню), в которой он был погребён.

С обувью вообще связана очень интересная история. Оказывается, что в день рождения святого Сергия ему в раку с мощами кладут пару «тапочек» (простите меня за такое название, но так, думаю, будет более понятно). Так вот к следующему году, когда их меняют на новую пару, «тапочки» оказываются стоптанными! Считают, что преподобный Сергий до сих пор охраняет Лавру и молится за нас.

В отдельном зале показана история развития иконописи. В России сначала это были написанные на досках и вырезанные из дерева иконы, позже – также иконы, набранные мельчайшей мозаикой. С расстояния двух шагов кажется, что иконы живописные (нарисованы красками), но подходишь ближе – и зрительный обман рассеивается. Маленькие кусочки мозаики, некоторые размером около 1х1 миллиметр (!), некоторые – и побольше, создают впечатление иконы, написанной довольно яркими, не успевшими выцвести, красками.

Ещё один способ изготовления икон – характерен для северных народов России – резьба по кости. Этакие барельефы, небольшого размера, но очень интересные и необычные. И оказывается – это не предел! В странах, исповедующих католичество, делали иконы даже из перламутра – внутренней стороны отдельных видов ракушек. Очень красиво!

Кстати, культурным различиям между Православной и Римско-Католической церквями посвящен целый зал. Показана разница в церковном облачении епископов, священников и дьяконов. Картины и фрагменты картин католических художников, претендующих на название «иконы» разительно отличаются от схематичных и символичных икон раннего христианства и православия. В интерьерах храмов в католичестве превалируют статуи, выполненные со всем возможным натурализмом.

Целых два зала посвящено в музее Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому, тому самому, который служил в тяжёлое время войны и послевоенной разрухи, время забвения религии. Его правление Русской православной церковью – чуть более 25 лет – самое длинное за всю её историю, между прочим. А среди многочисленных государственных, негосударственных и международных наград Патриарха – есть государственная награда, полученная им от товарища Сталина. В тяжёлые времена надо уметь договариваться с властью, хотя почти невозможно договориться с теми, кто тебя не признаёт. И Алексий Первый, видно, умел.

В залах, посвященных Патриарху, представлены его облачения, награды (о которых я писала выше), подарки. Часто Патриарху Алексию подносили в подарок декоративные тарелочки, такие, которые ставят или вешают на стену для красоты. Так вот, одна из тарелок – сделана из крыльев бабочек! Сразу и не поймёшь, из чего она. Дети долго гадали, но так и не догадались без подсказки экскурсовода.

Сохранено также и рабочее место Патриарха в его кабинете, где на столе осталось незаконченным его ежегодное Пасхальное послание к светлому празднику 1970 года. Кстати, Алексий Первый был полиглотом – знал несколько иностранных языков и читал Библии, изданные на разных языках.

Детям, безусловно, понравятся часы, которые один из умельцев вмонтировал в верхнюю часть посоха Партриарха Алексия. А дело было в том, что Патриарх не признавал наручных часов, считая, что священнослужителю не пристало их носить. Карманные часы – другое дело. Вот ему и изготовили – посох с часами.

Снова возвращусь к иконам. И не только потому, что их в музее больше всего. Отдельный стенд посвящен художнику Григорию Николаевичу Журавлёву, который, не имея ни рук, ни ног, писал иконы, держа кисть во рту. В музее показаны репродукции с его икон и одна икона в подлиннике.

Фото Григория Николаевича Журавлёва с братом взято из Википедии.

Целый зал посвящен книгам – священным писаниям разных времён. В красивых обложках, в окладах, украшенных финифтью и драгоценными камнями. Книгопечатание – довольно молодое ремесло, поэтому ещё сотню лет назад книги были предметом роскоши, так как стоили очень дорого. И были при этом внушительных размеров. Одно из представленных в музее Евангелий весит 38 кг. А ведь оно – использовалось во время богослужений. Одному управиться во время службы с такой тяжёлой книгой было, конечно, нереально.

Это Евангелие – не из музея Московской Духовной академии, но просто, чтобы было понятно, о чем я рассказываю. Фото взято из Википедии.

Изучению символики икон и способам изображения Богоматери, Иисуса Христа и святых в музее посвящён целый зал, где иконы сгруппированы по типам изображения.

Например, Спасителя изображают в двух вариантах: во взрослом возрасте и в отрочестве. Причем иконы с изображением Христа двенадцати-тринадцати лет даже название имеют особое – Спас Эммануил. Эммануил на иврите означает «с нами Бог». И, надо сказать, что Спас Эммануил – довольно редкая для храма икона. Не в каждой церкви они встречаются. Например, в Храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге изображение Спаса Эммануила имеется на внутренней части (потолке) одного из куполов.

Спас Эммануил. Изображение иконы взято из Википедии.

Иисуса Христа во взрослом возрасте изображают на иконах тремя способами: только лик (лицо), лицо с телом по грудь или по пояс, и изображение в полный рост.

Также, существуют несколько типов икон с Богоматерью.

Первый – Богородица Молящаяся, или Оранта. На иконах этого типа руки Богородицы подняты так, как будто она молится. Младенец Иисус может располагаться по центру изображения Богородицы, но не на руках у неё.

Оранта. Ярославль. Около 1218 года. Изображение иконы взято из Википедии.

Второй тип икон – Богородица Путеводительница, или Одигитрия (греческие всё названия). На таких иконах Богородица держит в руках младенца Иисуса и указывает на него, как бы показывая, за кем нужно следовать человеку, чтобы вести праведный образ жизни и спасти свою душу. Путь указывает нам – вслед за Христом. Поэтому и Путеводительница. Например, Смоленская икона Божьей Матери – это как раз икона типа Путеводительница.

Смоленская икона Божьей Матери. Одигитрия. Дионисий. 1482 год. Изображение иконы взято из Википедии.

Третий тип икон – Умиление, или Элеуса. На них Богородица и младенец Иисус прижимаются друг к другу щеками. В иконе показана их духовная связь, передана материнская любовь и нежность Богородицы к своему Сыну, её желание уберечь Его от предстоящих ему испытаний, а также любовь Христа к людям и готовность пострадать за них. Владимирская икона Богоматери – яркий пример иконы типа Умиление.

Владимирская икона Божьей Матери. Элеуса. XII век. Изображение иконы взято из Википедии.

В общем, экскурсия получилась очень насыщенной и интересной. Огромная благодарность экскурсоводу – терпеливому семинаристу, который не только обстоятельно и подробно рассказывал, но и по ходу экскурсии отвечал на вопросы. Хотя они не всегда были напрямую связаны с тем, о чём он рассказывал в текущий момент. При этом он не терял нить повествования, и, ответив на вопрос, продолжал рассказывать об экспонатах с того места, на котором его прервали.

Конечно же, я рассказала здесь не всё. Кроме того, картинок в моей записи собственно из музея нет. Поэтому предлагаю желающим самим посетить этот уникальный музей.

Считаете, что вашим друзьям это будет интересно или полезно? Поделитесь с ними в соцсетях!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *